Гондола — самая известная в мире венецианская лодка. Этимология слова «гондола» сомнительна, предположительно это слово может быть гибридом глагола «dondolare»(мягко качаться, ит.) и названия средневековой греческой «kondura» — лодки с коротким хвостом. У древних гондол, действительно, была менее высокая корма, чем у сегодняшних.
Правила построения гондолы очень строги, они предполагают асимметричные вычисления для двух ее сторон, обязательную длину 10,75 метра и внутреннюю ширину в 1,38 метра.
Сегодняшние гондолы очень отличаются от тех, которые изображены на гравюрах венецианских живописцев 18 века. Тогда гондолы не были асимметричны, у них была не такая высокая корма, поскольку они всегда управлялись двумя гондольерами. У них был длинный и плоский нос, который позволял легче делать посадку и высадку пассажиров, во времена, когда на улицах города еще не было каменных пристаней и причалов.
Когда гондола все больше превращалась в символ положения в обществе, гондола изменила также конструкцию передней палубы, которая стала остроконечной и украшалась резьбой, инкрустациями и позолотой.
Чтобы придать гондоле более легкое маневрирование и возможность управления одним гребцом, была осуществлена асимметричная конструкция бортов и подъем кормы.
Гондола сегодня – это лодка, которая все еще находится в развитии: способ управления, который устанавливает скалярное отношение между структурами в ее форме, часто обновляется, главным образом для того, чтобы позволить судну всегда находиться перед растущей волной, вызванной моторными лодками.
По традиции гондола изготавливалась из 280 частей, выполненных из восьми различных пород древесины: лиственницы, ели, дуба, вяза, вишни, красного дерева, липы и грецкого ореха. Сегодня, однако, более распространено, строить гондолы из морской клееной фанеры.
В настоящее время гондолы используются только для транспортировки людей и участия в регатах.